Инновации: скорее эволюция, чем революция
Инновации: скорее эволюция, чем революция
Говорить о каких‑то революционных инновациях применительно к подъемникам на сегодняшний день не приходится. Созданный ранее запас идей себя еще не исчерпал, и производители соревнуются между собой не в части их генерирования, а в качестве исполнения. Опираясь на сходные концепции, они ведут постоянную планомерную работу на локальных направлениях. Результаты такой работы, если оценивать их за короткий промежуток времени, возможно, особенно и не впечатляют, но, тем не менее, позволяют этому сегменту техники неуклонно совершенствоваться. Шаги вперед заключаются в повышении запаса прочности конструкций, для мачтовых подъемников — в увеличении длины платформы (если сравнительно недавно «на ура» воспринималась длина 18 метров, потом 25, то сегодня уже предлагаются подъемники с длиной платформы 35 метров), в снижении расхода горючего или электроэнергии — для приводов.
В конструкцию современных машин во все больших объемах внедряются средства автоматизации. Для строительных подъемников это особенно важно, поскольку с помощью автоматизации и компьютеризации успешно решаются не только проблемы снижения эксплуатационных расходов или улучшения управляемости. Автоматизация позволяет максимально адекватно отвечать на самый главный для этого сегмента оборудования вопрос — обеспечение безопасности. В том числе за счет более эффективной диагностики его технического состояния, контроля за работой приборов безопасности, минимизации т. н. «человеческого фактора». И если применительно к тяжелой строительной технике в российских подрядных организациях еще можно (хотя все реже и реже) услышать мнение об избыточности автоматизации и компьютеризации импортных машин (во‑первых, и то, и другое повышает их стоимость, во‑вторых, при отсутствии обладающих достаточной квалификацией ремонтников, представляет определенные трудности при организации обслуживания техники), то в компаниях, эксплуатирующих строительные подъемники, этот вопрос даже не ставится.
Нормы и правила
По словам отечественных специалистов, еще совсем недавно определенную проблему представляло не то что нежелание зарубежных компаний, производящих подъемники, в полной мере учитывать российские стандарты, а порой вполне искреннее непонимание, зачем это нужно делать, если их продукция и так уже соответствует всем европейским сертификатам. По многим параметрам отечественные нормы являются более жесткими. И это в большинстве случаев не консерватизм, а вполне оправданная реакция на особенности эксплуатации техники в российских условиях. Так, даже не на Крайнем севере, а в самом центре страны подъемнику возможно придется работать при температурах до минус сорока градусов. В европейских нормах «температурному вопросу» особого внимания никогда не уделялось. И поэтому сегодня западные компании, особенно из числа тех, для кого российский рынок важен, идут на определенные изменения в технологии. Например, меняют используемую сталь, причем не только для тех партий, которые будут отгружены в нашу страну, но и для всей выпускаемой продукции.
Каждый подъемник, ввозимый в Россию, должен соответствовать ГОСТам, т. е. иметь Сертификат соответствия Госстандарта России и Разрешение на применение Федеральной службы по технологическому контролю.
Существующая ситуация с получением документов, разрешающих эксплуатацию импортных машин (они даются на три года, после чего процедуру необходимо повторить, а она весьма длительная, трудоемкая и затратная), с одной стороны, в какой‑то степени тормозит ввоз новой техники, но с другой — не позволяет попадать в страну совсем негодным ее образцам, которые при более либеральном отношении могли бы хлынуть потоком.
В Европе плохих подъемников не делают
Справедливости ради необходимо отметить, что ведущие европейские фирмы не выпускают плохую продукцию. Они могут изготавливать подъемники в верхней ценовой категории, могут в средней. Но все модели этих двух категорий, отличаясь по числу опций и сервисов, ниже определенной «планки» не опустятся. И те, и другие надежны, функциональны, удобны в эксплуатации. Что касается дизайна, то он, как показывает опыт продаж в России, для отечественных заказчиков принципиального значения не имеет. Куда важнее репутация компании, ее имидж; то, что определяется, прежде всего, стажем успешной работы на рынке и надежностью производимого ею оборудования. В Европе основоположниками и законодателями мод в этом направлении машиностроения традиционно считаются Германия и страны Скандинавии. Но за последние годы очень мощный скачок совершили итальянские и испанские фирмы, некоторые из моделей которых уже ни в чем не уступают технике, собранной в Северной Европе.
Аргументы, с помощью которых производители борются за своего потребителя, у всех примерно одни и те же. Те, кто изготавливает мачтовые подъемников, упор делают на экономичность, надежность, скорость монтажа, размеры.
Важной составляющей конкурентной борьбы является возможность предложить потребителю более низкую цену. Очень большого разброса цен в этом виде оборудования не наблюдается.
Если сравнить скандинавский подъемник и аналогичные итальянский или испанский (самые недорогие из европейских), вилка составит 25 – 30 процентов.
Другой поле для конкурентной борьбы — это оказание сервисных услуг. Здесь важно отметить, что решают этот вопрос иностранные фирмы по‑разному, как по‑разному работают они на российском рынке. Одни исключительно через дилеров. Другие считают нужным иметь свое представительство.
У части компаний представительство — это юридическое лицо, со штатом в два-три человека (как правило, граждане той страны, где находится центральный офис фирмы). Его работники не занимаются ни завозом подъемников, ни их растаможиванием, ни продажей, ни монтажом, ограничиваясь исполнением роли координационно-связующего центра для российских фирм-дилеров. А уже те работают с заказчиками, имеют свои склады запасных частей, обеспечивают сервис и т. д. Есть зарубежные компании, имеющие полноценное представительство со штатом в несколько десятков человек, «замыкающих» на себя фактически всю работу компании в России, оставляя дилерам случайные продажи. К такому подходу тяготеют компании из стран Восточной Европы.
Примеры успешной работы (равно как и не очень успешной) есть и у тех, и у других, поэтому утверждать, какой подход лучше, затруднительно.
Наряду с европейскими и североамериканскими производителями на отечественный рынок приходит продукция из Китая. В этом сегменте ее присутствие пока не так зримо, как, например, землеройной техники или башенных подъемных кранов. Хотя в 2007 – 2008 годах отмечен рост интереса китайских компаний-производителей подъемников к российскому рынку, они активизировали усилия по поиску дилеров, начали участвовать в специализированных выставках.
Российский рынок важен для зарубежных производителей, но пока не в такой степени, как для компаний, выпускающих тяжелую строительную технику. Имея огромный потенциал, он пока еще не раскрылся в полной степени. И если в новом строительстве строительные подъемники используются во все больших объемах, то на работах по ремонту и реконструкции (а это, как правило, здания высотой до 6 – 8 этажей) они востребованы куда меньше (хотя и там работы для них непочатый край).
Пока рынок строительных подъемников (и подъемников вообще) не сформировался, не структурировался в такой же степени, как рынок тяжелой строительной техники. Если экскаваторы или погрузчики российский потребитель уже привык покупать «по плану», делая заказ заранее и уже в начале года, зная, что новая машина поступит, может быть, к его концу, то на рынке подъемников ситуация несколько иная. Здесь больше доля изначально незапланированных «стихийных» продаж. Потребителя не устраивают длительные сроки ожидания. Зачастую он хочет получить новую машину уже чуть ли не на следующий день (и это притом, что большинство европейских компаний «на склад» не работают, за исключением нескольких самых востребованных моделей). Другая ситуация с запчастями — они на складе есть всегда.
Здесь важно понимать, что производство подъемников в большинстве фирм унифицировано. Так, предлагая два десятка моделей, компания использует для их комплектации всего четыре типа гидравлических опор. Немалая часть комплектующих приобретается на других предприятиях, вплоть до того, что два узла, выпущенных на одном и том же заводе, могут прийти к заказчику с разных сборочных заводов под разными «этикетками». Такой подход позволяет компаниям-производителям достаточно оперативно выполнять заказы. И, зная о нетерпеливости российского заказчика, они могут сжать срок от заказа до поставки до 6 – 8 недель.
Несмотря на количественный рост поставок различных видов подъемников из‑за рубежа и постепенное налаживание отечественного производства, масштабы использования этого вида оборудования не соответствуют масштабам российской экономики. Если говорить о строительстве, то основных причин две: возможность использования относительно недорогой рабочей силы, а значит, отсутствие должных стимулов для механизации строительного комплекса, и, в какой‑то степени являющийся ее следствием, определенный консерватизм части строителей, не имевших традиции широкого использования этого вида оборудования в строительном производстве. Но время работает против этих факторов. По мере развития экономики труд будет становиться дороже, и вопросам механизации придется уделять больше внимания. Будет расти культура производства в строительном комплексе, более широкое применение найдут современные строительные технологии, составной частью которых является использование строительных подъемников. Строительным компаниям придется уделять все большее внимание вопросам обеспечения безопасности труда, а их при постоянно увеличивающейся этажности нового строительства без подъемников не решить. Наконец, прогресс самих подъемников, совершенствование конструкции, удешевление их эксплуатации, расширение возможностей заставят отечественных строителей повернуться лицом к этому прогрессивному и перспективному виду строительной техники.
Навигация по сайту
Оборудование